Контакты: +7 984 105 45 09; e-mail: info@busrealty.ru;
Читайте нас:
Наши услуги

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru
Главная \ Аналитика и статьи \ Как купить готовый бизнес?

Как купить готовый бизнес?

Предприятие или бизнес не обязательно самостоятельно создавать с нуля - можно купить готовый, реально работающий бизнес. Особой популярностью сейчас пользуются салоны красоты, кафе, рестораны, автомойки и автосервисы. Нередко их приобретают предприниматели или просто состоятельные люди для своих жен, выросших детей, чтобы тем было чем заняться. Покупатели руководствуются желанием вложить деньги в готовые предприятия, чтобы иметь интересное, понятное дело и стабильный источник дохода.

Если у вас есть предпринимательские амбиции и хотя бы десять тысяч долларов, с которых вы хотите получить больше, чем дает средний банк на стандартном депозите, вы можете купить кафе или интернет-магазин. И тогда уже вы не рантье, а честный предприниматель, решивший своими инвестициями и трудом преувеличить свое состояние.

Многие предприятия после покупки требуют дополнительных финансовых инвестиций, чтобы от них был финансовый результат. Поэтому надо учитывать, что цена такого способа стать успешным предпринимателем складывается из двух составляющих. Во-первых, это стоимость приобретаемого объекта бизнеса. Во-вторых, стоимость инвестиционной программы (необходимые затраты на развитие дела).

Но на рынке можно подобрать себе такой объект готового бизнеса, который практически не требует  никаких дополнительных вложений. Просто один хозяин из дела уходит, а другой оказывается на его месте - продолжает управлять процессом и извлекает доход. К примеру, недавно таким образом за тридцать пять тысяч долларов был продан салон по производству штор. Весь бизнес-комплекс (включая оборудование, арендуемые площади, товарные запасы, трудовой коллектив, договора с поставщиками и потребителями) перешел к новому владельцу предприятия.

Россиянин обычно ориентируется по цене, останавливая свой выбор на том, что ему по карману, а не на том, чего хотелось бы в итоге. На рынке готового бизнеса (а такой уже вполне оформился) ситуация несколько иная. Здесь покупатель судит не столько по цене, сколько по своим способностям, рассуждая так: этот бизнес мне понятен, я справлюсь; это мне по силам и по карману.

Статистика бизнес-брокеров, специализирующихся на продаже действующих предприятий, показывает, что самыми привлекательными в сфере малого бизнеса являются предприятия торговли и сервисных услуг.

Иногда рестораны или кафе покупают, условно говоря, в клубных целях - чтобы было приватное место, где можно посидеть с друзьями или партнерами. "Свой ресторанчик" - этакий приятный аксессуар в джентльменском наборе современного капиталиста.

Если квартиру или машину человек в состоянии оценить сам, то при покупке бизнеса без квалифицированного оценщика или бизнес-брокера не обойтись. И дело не только в том, что здесь потребуются специальные знания и навыки, но и в том, что информацию о положении дел на предприятии нужно грамотно извлечь (а она может быть спрятана) и правильно интерпретировать для последующей подачи.

Главным фактором определения стоимости работающего предприятия является его чистая прибыль, причем не бухгалтерская, а те деньги, которые хозяин может извлекать из предприятия.

Кстати, по наблюдениям экспертов, существенная разница между размером "белой" и "управленческой" бухгалтерией есть абсолютно на всех предприятиях. Конечно, фирмы стремятся работать как можно легальнее. Но даже самым умным, по оценкам консультантов, удается вывести "в белую" не более 75% от своего бизнеса.

Вторым по важности показателем, влияющим на стоимость готового бизнеса, считается срок, в течение которого готовый бизнес будет приносить деньги.

Кстати, бизнес на арендуемых территориях стоит дешевле и начинает приносить прибыль быстрее, но имеет больше рисков, связанных с ненадежностью аренды. Специалисты расходятся в оценке такого явления, как гудвил (нематериальные активы фирмы, состоящие из брэнда, деловых связей, таланта работников, собственных ноу-хау и т. п.). Для малого бизнеса, само собой, гудвил не так существенен, как в больших корпорациях, тратящих на продвижение брэнда огромные средства.

Готовый бизнес может и не располагать большими материальными активами, балансовая стоимость его имущества может быть невелика, но он способен генерировать существенные финансовые потоки. Это часто относится к информационным и консалтинговым предприятиям. Такие фирмы стоят гораздо дороже, чем совокупность их материального имущества. Кстати, разница между продажной ценой объекта и ценой ее материальных активов как раз и является стоимостью этого самого гудвила.

Важным фактором формирования гудвила, общей стоимости, а то и жизнеспособности бизнеса является трудовой коллектив предприятия, его квалификация и управляемость.

Нормальным для малого бизнеса считается срок окупаемости приобретенного объекта готового бизнеса, равный полутора годам.

Самый важный и сложный вопрос - как грамотно передать деньги и вступить в право впадения новым бизнесом. Всем сторонам обычно хочется, чтобы между двумя этими актами не было слишком большой дистанции.

Необходимо сказать, что риски, в том числе криминальные, здесь действительно присутствуют.

Риск неисполнения обязательств по сделке купли-продажи готового бизнеса, то есть невыплаты денег или неполучения прав на бизнес, при грамотном и опытном бизнес-брокере с хорошей репутацией в принципе сводится к минимуму. Нормальный бизнес-брокер изучает кредитную историю предприятия, собирает информацию из области безопасности.

Деньги передать легко. Собственность на бизнес - несколько сложнее. С юридической точки зрения, существуют четыре формы покупки-продажи готового бизнеса.

Первой и основной является смена учредителей в 000 либо в ЗАО - то есть в юридическом лице, владеющем бизнесом.

Второй способ - создание нового юридическогог лица и передача ему активов, связанных с покупаемым бизнесом.

Третья форма, предлагаемая законом, - продажа предприятия как имущественного комплекса. Но таких случаев, когда предприятие было бы зарегистрировано как имущественный комплекс, пока совсем немного.

Есть и четвертый способ - это продажа через ликвидацию. Речь идет, конечно, о дружественном банкротстве.

Фактор знакомства для российского бизнеса остается по прежнему очень существенным. И покупатель с продавцом часто нуждаются в рекомендациях третьих лиц, лично знакомых со сторонами.

Услуги бизнес-брокера стоят 2 - 10% от суммы сделки - все посредники подчеркивают, что подход у них сугубо индивидуальный. Причем оплачивает эти услуги продавец.

К затратам, возникающим в ходе сделки, следует отнести и налоги. Умный бизнес-брокер, конечно, поможет их минимизировать. Нередко обе стороны идут на юридический риск, занижая формальную стоимость бизнеса, либо договариваются поделить бремя налогов.